Книга: Искусственный интеллект и литературное творчество

На днях я дочитал, наконец, книгу "Искусственный интеллект и литературное творчество" (англ. Artificial Intelligence and Literary Creativity) Селмера Брингсйорда (Selmer Bringsjord) и Дэвида Феруччи (David Ferucci), уважаемых специалистов в области искусственного интеллекта. В конце 90-х эта работа широко обсуждалась в популярных СМИ, и стала своего рода классикой популярной литературы о традиционном подходе в области исследований искусственного интеллекта.

Фразу "традиционный подход" я здесь, кстати, употребляю исключительно в негативном смысле, так как тема эта и терминология стали в 70-ые и 80-ые обновленными и усовремененными для эпохи компьютеров поисками Святого Грааля - разумной машины.

Эта книга - концентрат всего того обмана и фальсификаций, что т.н. специалисты по т.н. "искусственному интеллекту" выливали в мир, чтобы иметь возможность тратить миллионы на бесмысленное лабораторное переливание из пустого в порожнее.

Три четверти книги посвящены помпезным размышлениям на тему возможности создания искусственного автора; в самых общих терминах авторы ведут с самими собой дискуссию, каждые десять страниц повторяя: "Брут" - разработанная ими система - это последнее, третье поколение искусственных авторов, и она-де показывает: "слабая форма искусственного интеллекта" возможна.

Всю книгу я ждал, когда же гении изложат, наконец, тайну своего открытия. И после мучительно долгой болтовни, в последней четверти этой небольшой книги, они предельно туманно излагают устройство "Брута" и приводят примеры написанных системой рассказов.

И выяснилось, что под "слабой формой интеллекта" они подразумевают прежде всего нас, читателей.

Вся их тайна, вся революция сводится к сборке текста из единообразных заготовок при помощи порождающих грамматик, которые к тому моменту уже 50 лет как использовались в подобных системах. Я сильно польщу авторам, если назову "Брут" несложным процедурным генератором текста.

Главный вопрос, возникший у меня по прочтении книги: это сознательная мистификация или маститые ученые всерьез всю эту болтовню воспринимают?